Домики для Новогодних подоконников 2.

Я очень люблю что-то каждый год делать к Новому году. В прошлом году сделала домик из  коробки . Что-то слабость у меня к ним организовалась последнее время...А в этом году сделала ещё один, с  башенкой. Сделаны они немного не идеально, наспех, но это не умаляет их влияния на атмосферу дома. Я делаю композицию на подоконнике. Дополняю её игрушками, свечами и гирляндой, которую частично завожу в домик. Вот это и даёт особенный эффект. Все становится загадочным и появляется атмосфера праздника.Но даже без освещения дом выглядит прекрасно благодаря чудесному виду из окна, который становится живой декорацией. Против света все мелкие несовершенства изчезают и смотрится он достойно.
В этом году заразила этим увлечением своих учеников в художке. 14 декабря на нашей маленькой  полукруглой сцене под ёлкой будет открыта выставка двух классов. Целый городок - хоровод из 25- 30 домиков разных форм ,цветов и размеров. Думаю, что будет очень красиво. Потом они разберут их по домам , для радости всей семьи.
    Оказалось , что это удивительно вдохновляющее занятие. Думала, что дети будут работать гораздо хуже: тянуть резину, ленится. Сейчас они не так настроены на "рукотворчество" как раньше, лет 10-20  назад. Но вдохновились! Помогло то, что я максимально упростила  задачу и делала свой вариант вместе с ними. Да и прошлогодний домик был  образцом, как  можно сделать проще.

Мы брали любую подходящую коробку (можно и обувную , но желательно не ламинированную)и вырезаем в ней проёмы побольше для окон и  двери, доклеиваем треугольники фронтонов для крыши. Мы ничего не вымеряли а просто разметили на коробке всё не в миллиметрах а в линейках! Ширина линейки от краёв со всех сторон ,остаток в делили на окна кто как хотел. Дальше оставалось самое вкусное и интересное - декорирование. Возни конечно много , но делать просто и приятно .
Окна клеили отдельно, "стеклопакетами" из нескольких слоёв бумаги. Рамы оригинальной формы с прозрачным слоем из органзы, кружева или прозрачной бумаги с рисунком или без него. ( от цветочных пакетов )У всех были материалы разные и результат был разнообразным по стилю.

Готовые" стеклопакеты" приклеивали на уже обклеенные стеночки ,закрывая грубо вырезанные проёмы. Окна  должны быть немного больше, чем проёмы. Двери лучше вырезать полностью, подрезать на пару миллиметров по периметру, оклеить и приклеить изнутри к уже обклеенному "косяками" прёму.
Крышу доделать можно просто. Треугольные фронтоны по узким сторонам дома и накрываются сверху сложенной вдвое картонкой крыши, которая немного выступает за края стен со всех сторон.
 Для декора выбирали единую цветовую гамму, спокойную и светлую. Очень выручили разнофактурные обои. Фотографии выложу немно попозже.

Очередной" рецепт счастья". Делай, что любишь. Люби то, что делаешь.

Но на самом деле это легко говорить. Очень мало людей, которые нашли и решились выбрать любимое дело (вопреки воле родных) . А если вдруг ещё человек решился и научился быть самим собой ! Это вообще высший пилотаж ! Редкость сейчас такие смелые и самобытные люди . К таким счастье всегда придёт. Скорее, оно в них живёт!  Они гармоничны,  глаз горит, душа молодая. Да и внешне моложавее ,не так резко стареют. В творческих профессиях это ещё сложнее конечно, но тоже как-то выруливается на позитив постепенно.
       У меня мама такая была. Профессию она выбрала не творческую ,хоть и была разносторонне одарённой. Время послевоенное было , она и пошла в медицину . Трагедий из этого не делала, применяла свои таланты там: писала статьи, стихи, пела и  играла на детских утренниках какие -то роли смешные.Терпеть не могла ,когда её пациенты маленькие "кисли", отвлекала," заговаривала" боль. Я помню, что в пионерлагере к ней в медпункт  непрерывным потоком шли дети даже выдумывая болячки каке-то мелкие, за утешением, за радостью, за душевным теплом... Я сейчас понимаю, что она просто очень любила людей.
       А ещё  частенько вечерами у нас  гостили её подруги, приходили якобы "погадать" и посоветоваться за "личную" жизнь. А в карты она не особенно -то и смотрела, больше на лицо. А лица то менялись! И настроение и походка. Когда они упархивали она ,говорила ,что это так , психотерапия . Пыталась вселить надежду, сама же Надежда, как иначе? Потом, когда  была  уже постарше, я удивлялась, почему она их утешала и привечала? Они же были благополучнее во всём ,чем она.

      Просто она умела быть счастливой и делилась этим . Правда и беззащитна была тоже, как ребёнок. Когда человек живёт так, без забрала ,многим так и хочется в душу плюнуть. И такое бывает,увы... Я её подростком уговаривала быть посдержаннее, закрываться хоть немного... Она просто не умела по другому, такая цельность души,открытость,спонтанность.
       Я её по молодости даже стеснялась немного, уж больно не такая как все! А когда оказалась вдали от нее в 19 лет я поняла и оценила. Особенно, когда я познакомилась с мамой моей подруги Любовью Дмитриевной,такой же по духу ,как  мама. Та же наивность вперемешку с мудростью и детская беззащитность. Как я услышала её "дитя моё" (она так нас всех ,Таниных подруг, звала), так я поняла ,что у меня есть дом, где выслушают и сопли вытрут и поймут. Сколько людей вокруг этой семьи спасалось... Стиль жизни у них один и привычки : прощать, кормить ,утешать...Я тогда думала,что сейчас таких уже не бывает.

Но и сейчас всё таки есть люди, которые умудряются любить всё вокруг . Любят работу ,вроде бы случайную, людей вокруг ,таких не идеальных. Любят даже очень скромный  и задрипанный наш городок. Подруга моя такая  - в Питере училась , а Орск любит больше, потому ,что в нём живёт. Говорит,что Питер очень красивый ,но красотой холодной и отстранённой . Для гостей хорошо ,но не жить. А Орск наш тёплый ,солнечный и простой. Логика для меня железная и понятная. Я тоже  Орск люблю . У нас был Всесоюзный пленэр в городе несколько  раз. Смотрела выставки мастеров из разных городов. В общем, мастерства-то  им хватает с избытком, а любви к городу не было. Они его не чувствуют. И это очень видно. Так мрачно получилось,трагично...А у нас солнечных дней в году как в Сочи,  даже слишком много. Город солнца!  Вот так то.Только на третий раз получилось город раскрыть и его солнечную сущность, полюбили наверное. 

Я,наверное ,тоже очень везучая, что всегда в поле моего зрения есть хоть один человек, который не боится быть собой, делает,что любит и сам и светит и греет ...

Как учить?

У нас на работе уже несколько лет обсуждается и всплывает тема помощи детям в их работе. На полугодовых просмотрах часто звучит фраза :" я тут совершенно не помогала!". Вообще щекотливая тема... Помогать- не помогать, как это делать, а главное, зачем? Где грань за которой теряется смысл обучения.Я уже столько лет работаю , что страшно озвучить, и пробовала по разному.  Иногда меняешь подход ,чтобы уйти от каких-то штампов, неэффективных методик а, чаще потому, что меняешься сама и по старому уже не можешь.

Дипломные работы.

    Вот все планы на 2014 год пишут. Итоги  2013 уже подвели .  У меня было нашествие из учеников разных поколений и я ничего почти из запланированного  на праздники не успела. Но  и не страшно, они мне так много чего рассказали, показали, чему то даже и научить умудрились.  Потратили мы  время с пользой, не зря! Перекличка поколений получилась...

   У меня немного мистический страх с этими планами , вроде искушения судьбы...Но, наверное, всё-же стоит написать. Заявишь,  так поневоле  и делать придётся... Тоже неплохо, самоорганизующий момент. И цель заставляет задуматься,  выстроить структуру реализации этих планов. Но своё чуть чуть попозже.
     Сначала совершеннно неотложное , где люди от меня зависят . Дипломные работы!  Выпускной класс,14 человек - креативные , талантливые и  самостоятельные ребята от 7 до 10 класса в общей школе.) Вообще класс очень удачный для самостоятельных творческих работ. Мы традиционно делаем триптих  из трёх листов 60 на 60  или немного меньше, на выбранную тему. И вот тут самое сложное помочь найти такую тему каждому, чтобы человек раскрыл весь свой потенциал , поверил в себя и так увлёкся, чтобы в идеале не мог остановиться ещё какое-то время. То есть надо создать задел на годы,  чтобы человек почувствовал себя в шкуре художника  , творца ! По общению с прошлыми выпусками я понимаю, что именно в эти пол года принимаются решения : куда поступать, кем и каким быть?  В художественной школе не все выбирают искусство, но 90-80% хотят этим заниматься, но не все  верят в себя и не во всех их  верят родители.
     Я давно уже сочинила примерный список из 50 с копейками тем  на разный вкус и мы их  всей школой  рисуем . Совершенно разные работы выходят! Темы прибавляются  и убавляются по чуть-чуть, но большинство их из категории вечных: семья, судьба, искусство, юность,война, добро , зло , мир, человек , космос, дороги, время...Вот "время"- это моя тема , так  её люблю. Вообще люблю темы такие ёмкие, философские  и жизненные...
     Одно время , когда интернет вошёл в жизнь детей более плотно ,чем в жизнь учителей , пошла волна "заимствований". Много было салонных картинок, копий с интернета. Сейчас  вроде ушло, как страшный сон! И Фентзи у нас сейчас уже не модно  и  вкус растёт. Договорились с ними ,что композиция должна быть о жизни, как ты её понимаешь. Но беда в том, что опыта жизненного у них ещё очень мало или его очень трудно раскрыть теми средствами ,которые у них есть. И вся эта возня и нервотрёпка для того, чтобы каждый попробовал нащупать СВОЮ тему. Тогда над душой стоять  и нудеть не надо будет - загорятся, ночами спать не будут, а  выложаться! Для себя, не для корочки красной у свидетельства.
     Конечно, помогать приходится, чтобы не  ушёл запал, из творческих тупиков вытаскивать. Что- то предлагаешь , советуешь, показываешь , но сначала ученик сам думает и решает и выбирает. У меня накапливается небольшой запас идей, замыслов, приёмов (для себя ). Запас " нарытый" с огромным трудом для своего творчества. Но как-то так выходит , что делишься ими в конце концов и получается  большой совместный  творческий проэкт... И после выпускного я снова на мели, надо "нарывать" заново... Да это не страшно, лишь бы хватило идей на всех и подсказок. Тут важно чтобы помощь была очень в меру, не давила инициативу, только по необходимости вмешиваться. У нас к этой задаче подходят по разному. Кто-то делает рационально , подбирает темы под каждого ученика с картиночками, чёткими предложениями,  как делать. И шаг в сторону - расстрел!  В стиле : " Ты тут ничего не выдумывай - ты  дело делай!"  Получаются работы, конечно , супер! И учителю спокойнее , результат его работы налицо. Так тоже можно, но творчества детского меньше и желания продолжать творить , рисовать тоже ? Появится ли вера в себя?
      Мне в таком стиле работать трудно , скучно и нудно .Не моё! Я  по натуре более импровизатор, только надо приготовить всё для импровизации , а поробуй угадай , что им понадобится? Ребята и сами с лета провели огромную работу : думали , смотрели, выбирали , даже эскизики какие-то делали.
     Но всё равно уверенно знают, что и как будут делать , только третья часть ребят. Темы  в классе повторять нельзя . Что кому  в душу  успеет запасть , то и занимают.  Я так рада когда слышу фразу:" Это тема моя!"  Творцы ,знают что хотят! Такие озарения редкость, и скорее исключение из правил, конечно.
     Несколько человек будут сомневаться, метаться до последнего - с ними сложнее. Но это как раз норма! Многие из них тоже творцы и созидатели , хотят всё сразу , но веры в себя маловато... Вот для них я эту психологию перелопачиваю в надежде хоть немного поверить в себя . Может с этого  может зародится вера в свои силы на дальнейшую жизнь. Таким  людям особенно нужна поддержка и  психологический подход . А перспективы  у них неплохие. Из таких художники чаще, чем из первой пруппы выходят. Только они выходят в искусство как-то странно , окольными путями , иррационально . Позже других, получив другую уже профессию. Но у них и самобытнее и глубже всё получается. Выстрадано что-ли? Я сама такая.
   А вот последние будут полностью полагаться на меня ,тянуть  и трепать нервы. В зависимости от их данных. Выбирать будут не то ,что нравится а то, что проще сделать. Слишком многое они ещё пока не умеют. Потому что и не хотели уметь. Не проснувшиеся. Чаще из тех, у кого интересы в сторону ушли ,а бросить было жаль. Тут тоже надо будет найти компромисс, что-то что они смогут выдать относительно достойно, что получается хоть чуть чуть лучше. В этой группе тоже могут оказаться дети ,которые ещё раскроются. Просто подрастут, созреют и начнёт получаться. У меня трое таких на памяти.Сейчас вполне успешные люди и интересные художники. Состоялись вопреки всему. Но шансов не очень много.Тут главное , чтобы всё равно было чувство победы над собой, преодоления трудностей.
    Зачем эти все страдания? Просто у всех ребят будет в жизни опыт победы над собой, когда они смогли собраться и выдать что-то особенное. Хоть чуть чуть больше того, что они про себя думали. Так люди взрослеют и становятся немного ближе к самореализации.
     Такой позитивный опыт решения творческой задачи , но  без  лишних иллюзий про собственные возможности  очень полезен! Тогда они будут  и выбирать профессию , и готовится к ней  более осознанно.  И пусть художников будет не так уж и много , а успешных и творческих людей побольше.

Поток неслучайных случайностей или мечтать не вредно!

Была у меня давняя мечта сделать к рождественским праздникам из картона домик. Я бы так и не сделала бы его, если бы у меня случайно не вырвалась эта идея на занятии(с взрослыми учениками). А они ,как это не странно , подхватили и начали делать  с упоением. Возни там  много! Перед праздниками и так   дела кучей целой. Но одна ученица  уже на втором занятии клеила второй домик. Увлеклась!
Технология была  очень простая . Брали любую картонную коробку, вырезали окна и двери и сочиняли крыши и декор. Сами домики мы делали разные: фетровые, бумажные, разрисованные, оклеенные бумагой разных сортов. Очень красиво, но никто из нас готовый результат до праздника ни выдать , ни показать не успевал. Договорились после праздников принести фотографии своих шедевров.

Я еле еле к празднику успела . Поставила его на окно в зале, там домик хорошо  поддержал вид заснеженного города. Потом дополнила композицию гирляндой ,  витыми свечами в тон и цвет стен домика, мелкими фарфоровыми игрушками. А лошадка, у меня была  уже с прошлого года и к ней идеально подошла маленькая фарфоровая всадница. Самый фокус был в освещении . В домик заводился край гирлянды и сквозь прорезные окошечки сиял настоящий и живой свет. Особенно красиво когда выключается люстра!

У меня все праздники гостей много. Хотелось создать волшебное, романтическое настроение. Сначала была еще  схематичная, упрощённая крыша, без мансардных окошечек и узора из ромбов. Сегодня потихоньку доклеила. Мне очень нравится, настроение создает, атмосферу. То что всегда я очень ценю. Над композицией висит украшение вроде ловца снов или мобиля. Тоже в этом году сделала заново. В прошлом году я делала попроще и  то оно провисело целый год. Я шторы не задёргиваю и смотрится это неплохо, в моём  обычном стиле.
Мой дом вообще чуть-чуть странный - ,наверное ,театральный . У художников часто так бывает. Вот я, если иду к колеге в гости то именно самобытности жду , а там всё как обычно и, как у всех. Чувствую себя разочарованной. Как будто обманули...
И  вот сделала свой Новогодний акцент, а елку  не поставила, какая- то она у нас прозаичная, тусклая. Ограничилась венками  и сделала что-то вроде гнезда из шаров с двумя птичками.

Мои ученики спросили перед праздниками, что мне подарить.  А я почему-то попросила книгу Яны Франк "Муза, где твои крылья". Брякнула я  тоже случайно , думала , что всё равно у нас городок маленький и они вряд ли её найдут, но хоть заинтересуются. А они нашли! Какие молодцы ! Прекрасный подарок.
 И ещё одна случайность. Подруга привезла мне из Москвы альбомчики с моей любимой  цветной бумагой ! У нас такой нет здесь.В них так приятно рисовать, просто возвращаются ощущения детства.

Вот сижу и думаю случайности ли это были? Ведь я писала только что, что хочу учиться, хочу рисовать...  И тут же сразу все возможности тебе пожалуйста. А вот как здесь фотографии вставлять я  пока не знаю.

Замены - перемены...

   Я люблю замены. Это когда мне приходится замещать уроки другого учителя и работать с чужим классом. Вообще это очень трудно. Дети сначала вообще не понимают, что ты от них хочешь .Не понимают интонаций, слабо воспринимают юмор. Вообще чувствую,что они  буквально "выпадают в осадок", настолько непривычно и чужеродно всё , что я пытаюсь донести до них. Но мне всё равно нравится, появляется бешенная энергия преодоления. Особенно , когда мне наконец удаётся продраться сквозь их привычные взгляды, любимые приёмчики , предсказуемые результаты... Потихоньку начинает рождаться что- то новое, начинает получаться задуманное, иногда с трудом и со скрипом. Я их понимаю, было так всё уютно и просто, а тут я со своими заморочками. Лишнее напряжение сил и мозгов. Самое главное, я и сама не  очень знаю , зачем мне это надо? Один результат всегда есть точно. Начинают рисовать быстрее и увереннее,"наглее" я бы сказала.
    А потом приходишь с замены и начинаешь по другому ценить свой класс и эту необычайную лёгкость работы, когда понимают с полуслова или даже без слов. Как  понимают в семье или в долгой дружбе. У нас с мамой так было часто. Ищу ножницы, спрашиваю ,где искать  и получаю странный ответ. - "Ну там, под этим..." и неопределённый жест какой-то. Ей некогда вспомнить, подобрать слово, но я , как не странно, понимаю, где надо искать, хоть вроде  бы и не получила внятного обьяснения.
      Моя подруга любимая , Оксана  тоже этой породы , что с полуслова понимает. Кажется, что с ней любая задача решается на раз, два. Удивительной лёгкости человек!
     Ещё я очень люблю новеньких, немного растерянных , робких. Преодолевать эти их зажимы я уже почти научилась. Сажусь рядом и показываю как "Не бояться". Рисую то же самое ,но "без тормозов," почти явно порчу в их понимании. Потом потихоньку исправляю и робость уходит на глазах. Тут главное это попасть в их страх. Например,если боится подтёков ,то тогда акварель по мокрому и показать пару , тройку эффектных приёмов ,как дело поправить. Какое удовольствие потом видеть их через год или чуть больше уверенно работающих над своей темой, знающих свои сильные стороны...
Получается , что мне нравится ломать  их страхи ... Похоже,что я люблю эти трудности и импровизации. Самые удачные находки и идеи возникают из неудач, когда что-то идёт не так и надо срочно искать новый ход, другой прием, вариант.
   А вот в своей работе я гораздо более консервативна, много чего идёт на автомате, как рука взяла. Мне это не нравится, но изменить пока не выходит. Похоже ,что находить нестандартные решения мне интереснее для других, а не для себя. Так жалко. Я задумала найти свой стиль ,творческую манеру работы.Очень страно наверное это услышать от человека рисующего уже лет 40 ? Но вот такая проблемка образовалась! Само собой как -то у меня выработалсятакой нейтральный стиль максимально ясный и удобный для показа ученикам. Причём я в своё время специально училась делать такие работы,чтобы не было видно явного моего стиля. Потому что ,когда видишь потом на просмотре,что они как обезьянки всё копируют, это ужасно и неправильно. А сейчас хватилась ,а у меня похоже и нет никакого своего стиля. Даже начинаю сомневаться , а был ли он?  Вроде бы, когда училась,  был... Наверное , я слишком много рисую вместе с ними. Вот такая странность.
   Как я пытаюсь решать? Ищу новое. Меняю материалы и техники работы, форматы. Вот довольно неплохо пошла серия на цветной бумаге.В идеале, надо  бы где нибудь самой поучиться. Что бы ещё такое предпринять?

Учитель или художник? Что значимее?

Пожалуй для меня сейчас учитель побольше ,чем художник.Хотя в вашем возрасте думала, что художник круче.Художником тогда не стала, потому что думала,что мне ещё нечего пока сказать людям. Мало знаю жизнь.Техника была,а идей значимых для меня не было.Пошла преподавать.
У слова  художник и у слова учитель несколько разных значений. Учитель это для меня теперь что-то более ответственное и значимое  по силе воздействия на судьбу человека.Две главные профессии в этом - учитель и врач.А художник тоже очень важен,но его воздействие  не так сильно меняет нашу жизнь ,как хотелось бы.Вот я вожу детей на выставки и вижу ,как часто их оставляет равнодушным искусство.Как бы мне не нравились эти картины. Много раз и я проходила мимо.Не нравится, не моё,не понимаю,не чувствую.Проходит время и стыдно,как не разглядела,что-то необыкновенное сразу.Но вообще наверное пустой разговор,творцом может быть человек любой профессии. Художник творит свой мир,реальность.Учитель творит понимание этих миров и  если повезёт  то помогает тоже стать творцом.,,

Про счастье по рецепту.

 Был тут интересный пост про свой рецепт счастья. Хотела написать, а комментарии не вставляются.Пишу здесь свой вариант.  Мне про счастье именно в этом разрезе понравилось, что надо не совет, а рецепт. То есть в норме быть счастливым. а несчастья и неприятности, как насморк, просто лечатся. Это правильно отчасти.
     Рецепт счастья:
    "Заточите" себя сами на своё счастье! Как цветной карандаш. Мы ведь иногда и не замечаем,что САМИ сделали выбор  горевать ,когда нам давно уже никто, кроме нас, не мешает радоваться.Боимся радоваться- сглазят, позавидуют,сопрут. Наоборот ,судьба не любит неблагодарных и ноющих. Можно стать коллекционерам своих счастливых минут. Зарисовывать, записывать, фиксировать на фото. Периодически  перебирать эту коллекцию и улыбаться. Сосредоточенно, вдумчиво радоваться. А если придётся погрустить то рассеяно и неохотно.